Панель предварительного просмотра изображения. На панели просмотра (рис. 9) программа демонстрирует примерный вид готового, вышитого изображения на канве, а также размеры этого изображения в сантиметрах. Размер будущего рисунка определяется при помощи параметров, указанных в настройках программы или установленных при калибровке (см. разд. "Подготовка к работе"). Масштаб просмотра позволяет видеть изображение с различных точек: приблизить или отдалить, уменьшить или увеличить.
Рис. 9
Изображение предварительного просмотра можно экспортировать в виде графического файла. Размеры экспортированного изображения связаны с текущим масштабом предварительного просмотра.
Панель схемы изображения. После загрузки изображения и показа будущей вышивки, программа создает схему вышивания, где различные цвета и оттенки обозначаются определенными значками (элементами схемы). Для удобства восприятия и вывода на печать элементы схемы в клеточках светлых оттенков отображаются черным цветом, темных - белым.
Если рисунок не требует вышивания фона, фон можно залить прозрачным цветом. Прозрачный цвет - условное название любого цвета, содержащегося в изображении. В режиме удаления прозрачного цвета программа берет за образец левый верхний пиксель изображения.
Схема для вышивания генерируется в нескольких режимах: с сеткой, с центровыми метками, цветными ячейками и удалением прозрачного цвета. На рисунке 10 показаны примеры различных комбинаций создания схемы:
без элементов схем
без прозрачного цвета
с прозрачным цветом
без цвета
с цветом
Рис. 10
Схему можно просматривать в различных масштабах, экспортировать в графический файл и распечатывать на принтере (см. раздел Вывод на печать").
Таблица цветов. В таблицу включены цвета и оттенки из исходного изображения, обозначение элемента схемы, подобран соответствующий оттенок ниток по шкале "DMC" (основной цвет, принятый в программе за образец). Если оттенок ниток "DMC" найти в Базе данных цветов и оттенков не удалось, в настройках программы можно увеличить параметр "Допустимый процент подбора оттенков".
Рис. 11
На рисунке 11 показана таблица цветов для одного из рисунков, где выделены области:
а) выбранный аналог производителя ниток;
б) для прозрачного цвета подсчет метража, количество мотков и стоимость не учитываются;
в) для данного оттенка код нитки не найден;
г) код нитки по шкале DMC найден, показано название ниток на русском и английском языках, код и выбранный аналог цвета, площадь на канве, занимаемая данным цветом, длина и стоимость ниток, количество мотков.
Точный расчет количества используемых материалов дает возможность планировать свою будущую работу еще в процессе разработки схемы.
Рис. 12
Расширенная панель таблицы цветов предназначена для детального выделения и изменения каждого цвета и оттенка, используемых в изображении. На рисунке 12 обозначены элементы:
а) выбранный аналог ниток;
б) количество цветов в исходном изображении;
в) цвета и оттенки исходного изображения;
г) кнопки изменения цвета;
д) коды оригинального и подобранных цветов в RGB, процент схожести.
Каждый цвет палитры имеет порядковый номер. Цвет, который выделен в данный момент, обозначен синим прямоугольником (рис. 13 а). Код выделенного цвета и процент схожести показан в специальной панели (рис. 12 д). Если код цвета оригинального рисунка и код цвета по шкале DMC, подобранный программой, полностью идентичны (схожесть оттенков - 100%), цвет в палитре дополняется кружочком (рис. 13 б). Во всех остальных случаях, при расхождении цветов, цветовой квадрат разделен на две части по диагонали, где четко просматривается их различие (рис. 13 в). Если оттенок подобрать не удалось, вторая половина цвета перечеркнута (рис. 13 г).
Рис. 13
Кнопки изменения цвета (рис. 12 г) позволяют заменить выделенный цвет в рисунке на любой выбранный из палитры или на тот, который программа подобрала по шкале DMC (уравнивание цветов).
Редактор таблицы цветов
База данных цветов и оттенков ниток мулине программы "EmbroBox" основана на нитках "DMC". Названия на русском и английском языках, оттенки и цветовые коды ниток соответствуют этому стандарту.
Пользователь не ограничен в выборе одной фирмы производителя ниток, поэтому в базу введена таблица соответствия ниток-аналогов других фирм: Madeira, Anchor, Mayflower, J&P, Bestex, Гамма. Для цветов-аналогов введены условные сокращения совпадения оттенков (чуть-чуть темнее, светлее, идеальное совпадение).
С помощью редактора таблицы цветов можно изменять все значения базы. Добавление нового оттенка, удаление существующего, копирование осуществляется с помощью соответствующих кнопок (рис. 14). Для изменения цветового оттенка нужно два раза щелкнуть на нем левой кнопкой мыши.
Рис. 14
Источник: http://embrobox.narod.ru/
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №28»
А.Е.Родионов
Рабочая программа кружка
по вокалу
«Дети Солнца»
Руководитель:
Е.П.Шилов
2013-2014учебный год
г.Владимир
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к применению на заседании методического объединения учителей предметов художественно-эстетического цикла МБОУ СОШ №28 города Владимира 30 августа 2013 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по вокалу основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством образования, подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства образования, составлена на основе многолетнего опыта работы в качестве педагога дополнительного образования.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программысвязана с ростом числа учеников , пожелавших заниматься пением в нашей школе, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.
В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
• освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
• воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построениепрограммы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Я считаю, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Программа рассчитана на 3 года обучения, на учащихся 7-10 лет
Группа занимается 1 раз в неделю по 2 часа. Всего в году – 70 часов .Индивидуальный вокал-1 час 1 раз в неделю, что позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников в ансамбле не более 12 человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированнойи предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.
Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, – одна из основных задач педагога дополнительного образования.
На собраниях родители должны знакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносит показ готовых творческих работ в конце каждого полугодия, участие коллектива в концертных программах школы, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных олимпиадах и конференциях, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участия (выступления) в них.
Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Программа будет успешно реализована:
• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
• будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
• будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.
При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы и количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению ребенок должен
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
• принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
I. Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
– голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
– стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
– в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;
– при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;
– сидеть положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык прави-льного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:
– не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
– не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
– дыхание брать незаметно и быстро;
– вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;
– чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление).
Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, non legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.